Скажу честно – я не собирался писать на эту тему. На нашем «деревенском» приходе мы служили великопостные службы только на первой седмице Великого поста, да и то, всё это время я простоял на клиросе. А нет ничего грустнее, чем писать о чём-то, не имея своего личного молитвенного опыта. Но меня попросили, а я взял да и согласился. Теперь пытаюсь вспомнить свой прошлый опыт, свои тогдашние переживания.
И первое, что приходит на ум, что литургию Преждеосвящённых Даров не совсем правомочно называют литургией. Потому как она не несёт в себе того смысла, что заложен в «непостовую» литургию. Сердце литургии – Евхаристия – благодарение Богу через принесение Ему бескровной жертвы, Христовой жертвы, а в Христовой жертве и самих себя, и всей своей жизни, и друг друга. И именно Евхаристия, как жертвоприношение, как священнодействие Тайн Христовых в литургии Преждеосвященных Даров отсутствует. Вот и устав называет эту службу просто – Преждеосвященная (или Преждеосвященные), без добавления слова «литургия».
К сожалению, для большинства молящихся в храме момент жертвоприношения скрыт за алтарными дверями и тайными молитвами священников и раскрывается только в подаче записок на проскомидию и в покупке просфорок. И то, и другое имеют к жертвоприношению самое прямое отношение: проскомидия — приношение как действие (=принесение), просфора — приношение как то, что приносят (=приносимое). В записках же поминаются те, ради кого человек совершает своё приношение. А раз на Преждеосвященной нет жертвоприношения, то нет ни записок, ни просфорок. На ней мы не приносим, а переносим Дары — Тело и Кровь Христовы, освящённые прежде в воскресенье. Сначала переносим с престола, где Они хранятся, на жертвенник — и в это время все молящиеся под звон колокольчика становятся на колени, хотя и не могут видеть самого священнодействия за закрытыми Царскими вратами. Потом во время Великого входа — и колокольчик вновь звенит — с жертвенника на престол. Отсутствие поминовения во время входа «Великого господина и отца нашего Кирилла…» вновь напоминает, что при всей внешней схожести действий, это совершенно иное по своей внутренней сути богослужение. На «обычной» литургии мы несём дары Богу к Его Жертвеннику (другое название престола), на Преждеосвященной — Дары Божии, освящённые Им и данные нам, переносим на Святую ТрапЕзу (ещё одно название престола). Ну и, конечно, на Преждеосвященной отсутствует Евхаристический канон, т.е. само таинство жертвоприношения, и после ектении по великом входе сразу поём «Отче наш».
Но есть и абсолютная схожесть в литургии обычной и на Преждеосвященной — и там, и там в дарах/Дарах мы несём Христа. На «полной» литургии — Христа, как содержание нашей жизни («Ты еси приносящий и приносимый» — из молитвы перед Великим входом); на Преждеосвященной — Христа, как Содержание жизни Божией, чтобы причастившись Его Тела и Крови, Он вновь стал содержанием нашей жизни:
Владыко святый, преблагий, молим Тя, в милости богатаго, милостива быти нам, грешным, и достойны нас сотвори подъятия Единороднаго Твоего Сына и Бога нашего, Царя Славы. Се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящия, на тайней сей предложитися имут трапезе, от множества воинства небесного невидимо дориносимыя: ихже причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряюще, сынове света и дне будем. | Владыка святой, преблагой! Молим Тебя, богатого милостью, быть милостивым к нам, грешным, и соделать нас достойными принятия единородного Сына Твоего и Бога нашего, Царя Славы. Ибо вот, пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в нынешний час входящие, будут предложены на этой таинственной трапезе, множеством воинства небесного невидимо сопровождаемые. Даруй нам приобщиться к ним не в осуждение, чтобы, чрез них оком разума просвещаясь, мы стали сынами света и дня. | |
(молитва верных вторая) |
(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
Свежие Комментарии